Перемещение по музею (Тяните за ползунок)
Метки для просмотра экспонатов
Выбор этажа
Музыкальное сопровождение
По возращению из Испании в январе 1938 года старшему лейтенанту Анатолию Серову было присвоено внеочередное звание полковника. Взлет на четыре ступени в воинском звании! Такое могло случиться только при вмешательстве вождя. За
организацию ночных боев и штурм Гарапинильоса в Испании Анатолий Серов был награжден двумя Орденами Красного знамени.
2 марта 1938 года указом Президиума Верховного Совета СССР полковнику Анатолию Константиновичу Серову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Церемония награждения состоялась 7 марта в Кремле. Грамоты и Орден Ленина Анатолию Константиновичу Серову и Виктору Алексеевичу Новикову (танкисту, добровольцу Гражданской войны в Испании) вручил председатель ВЦИК М. И. Калинин.
В сентябре 1938 года Анатолий и Валентина получили отдельную квартиру в «доме летчиков» по адресу Лубянский проезд-17, ранее принадлежавшую репрессированному маршалу А. И. Егорову. Дом был заселен высшим комсоставом Красной армии. Друзья по Испании большей частью также жили в этом доме и ежедневно встречались. С 1939 по 1994 годы Лубянский проезд переименован в проезд Серова
3 мая 1938 года в гостях у Героя Советского Союза А. В. Ляпидевского Анатолий познакомился с молодой актрисой театра имени Ленинского комсомола Валентиной Половиковой (звездой она стала под фамилией Серова). Это была любовь с первого
взгляда. К тому моменту со своей «испанской невестой» Аделиной Анатолий уже расстался. Через восемь дней после знакомства Анатолий и Валентина поженились.
Из письма Валентины Серовой дочери:
«Когда он взял меня за руку, я вдруг почувствовала, что отрываюсь от земли и лечу. Было какое-то странное чувство восторга и растворения. Сначала я и глаз не могла поднять, а потом посмотрела на него и поняла – пропала. Танцевал он
потрясающе. Хоть я и была профессиональной актрисой, но так не умела»
«Актриса и летчик, оба красивые, талантливые, молодые. Их история романтична, радостна и печальна. Анатолий ухаживал бесшабашно, неистово. Он мог проводить ее до вокзала, посадить в поезд до Ленинграда, а утром с цветами встречать
на
перроне города белых ночей, прилетев самолетом. Уже на второй день сделал предложение, а на восьмой они поженились и были безгранично счастливы, судьба благоговела к ним. Любимец Сталина и очаровательная блондинка, известная на всю
страну, особенно после выхода в 1939 году художественного фильма «Девушка с характером», который до сих пор нет-нет, да и появляется на экранах телевизоров. Муж гордился своей яркой женой». (Людмила Снятиновская, газета «Серовский
рабочий» 09.04.2018 «Комбриг и королева. К 108-летию Анатолия Серова»)
Анатолий и Валентина получили квартиру на Лубянском проезде (позже проезд Серова).
Анатолий ласково называл жену «моя Лаперузка», говорил, что ее красивые голубые глаза напоминают ему пролив Лаперуза над которым не раз пролетал во время службы на Дальнем Востоке.
Лето провели в селе Архангельском, в доме отдыха. В эти дни Валентина снималась в фильме «Девушка с характером», который принес ей огромную популярность.
Новый, 1939-й, год Серовы встречали в Кремле, за одним столом со Сталиным.
Для Серова идеалом летчика был Валерий Чкалов. «Младший брат Чкалова» - так прозвали Анатолия летчики.
«Серов был во многом похож на Чкалова . Простота, скромность, прямодушие, безумная храбрость в сочетании с совершенным владением техникой, глубочайший патриотизм, стремление передать свой опыт другим – вот что роднило Чкалова и Серова» - Михаил Якушин советский военный лётчик, генерал-майор авиации, участник Гражданской войны в Испании.
Первая и последняя встреча героев произошла после возвращения Серова из Испании. 15 декабря 1938 года Валерий Чкалов погиб при проведении испытательного полета.
Анатолий стал инициатором создания своей «Красной пятерки», состоящей из летчиков товарищей по Гражданской войне в Испании, имевших опыт непосредственного столкновения с противником. Летать в пятерке согласились Михаил Якушин, Борис
Смирнов, Евгений Антонов, пятым вязли Виктора Рахова, не имевшим пока боевого опыта.
18 августа 1938 года «Красная пятёрка» выступила на Дне советской авиации на Тушинском аэродроме, совершая фигуры высшего группового пилотажа. Затем А. Серов и Б. Смирнов в воздушный «бой». Выступление «пятерки» было признано венцом
праздника. Её работа в небе получила отклики, как в советской, так и зарубежной прессе.
В феврале Серову было присвоено воинское звание комбрига (генерал-майора). В апреле его назначили ответственным за подготовку и проведение первомайского воздушного парада. 1 мая Серов пролетел над Красной площадью дважды: ведущим
группы
истребителей и во главе своей семерки (в состав пилотажной группы вошли А. П. Николаев и И. А. Лакеев), «на красных самолетах были начертаны слова «Привет Сталину».
Речь летчика А.К.Серова, 1938 год
В 1939 году поэт Евгений Долматовский написал стихотворение «Любимый город», специально к кинофильму «Истребители». По дороге в Киев, где снималась лента, поэт встретил летчика, воевавшего в Испании. По некоторым свидетельствам это был Герой
Советского
Союза Анатолий Серов. Так родились слова: «В далекий край товарищ улетает». «Летчики, воевавшие в Испании, были нашими кумирами» - писал в своих мемуарах Долматовский.
«Поздно-поздно мы стучимся в дверь соседа по гостинице. Летчик собирает чемодан - он уже получил назначение, на рассвете улетает в свою часть. Прямо с порога мы начинаем интервью: «Представьте себе, что в кругу товарищей вы поете
песню о себе, о своих раздумьях. Что эта за песня?». Тогда еще нельзя было много рассказывать об Испании. Но возникшая душевная близость располагает к откровенности. И мы слушаем, слушаем, вновь переживая и как молитву повторяя:
Барселона, Картахена, Гвадалахара...» (из воспоминаний Е. Долматовского)
В начале мая 1939 года было принято решение о проведении при Рязанских авиационных курсах усовершенствования начальствующего состава Центральных сборов по слепым полётам истребительной авиации. Сборами руководил комбриг А. К. Серов.
Предстояло летать на учебно-тренировочном истребителей УТИ-4.
9 мая 1939 года начались тренировочные полеты на тренажерах.
11 мая 1939 года в 8 часов 2 минуты с аэродрома Дягилево истребитель УТИ-4, управляемый
известной летчицей Героем Советского Союза Полиной Осипенко, поднялся в воздух. А. К. Серов был инспектором.
В 8 часов 40 минут самолет успешно приземлился на аэродроме.
В 8 часов 49 минут самолет вылетел во второй раз. Под непрозрачным колпаком, Анатолий Серов.
Полёт был рассчитан на 40 минут, но в расчётное время лётчики на базу не вернулись.
В 9 часов 40 минут самолет Серова-Осипенко был обнаружен разбившимся. По свидетельствам очевидцев выполнив комплекс пилотажных фигур, истребитель перешел в крутое снижение. На высоте 150-200 метров свалился в штопор. На четвертом
витке
машина врезалась в землю у села Высокое Рязанской области.
Колпак кабины Серова был откинут, в последние мгновения он пытался бороться со смертью. Часы Анатолия, остановившиеся от удара, показывали время 9 часов 9 минут.
Учебный истребитель УТИ-4 - учебный вариант самого массового в Красной Армии самолета И-16. От боевой машины отличался отсутствием оружия и второй кабиной. В передней кабине, выполняя роль инспектирующего, находился пилот, в задней, под непрозрачным колпаком располагался второй. Он управлял машиной в слепую – по приборам. УТИ-4 имел двойное управление и дублирующие приборы. Любую ошибку курсанта мог немедля исправить инспектор.
Расследование катастрофы лично распорядился провести Народный Комиссар НКВД СССР Лаврентий Берия. Заключение о гибели А. К. Серова и П. Д. Осипенко
14 мая на Красной площади состоялся многотысячный траурный митинг, после которого Сталин лично отнес прах Серова в Кремлевскую стену, также, как раньше, в декабре 1938 года, прах Чкалова.
В почетном карауле сменяли друга друга соратники Серова и Осипенко, Герои Советского Союза – Громов, Гризодубова, Раскова, Ляпидевский, Молоков, Водопьянов и многие другие летчики.
Шестеро друзей Анатолия Серова, летчики-истребители стояли у праха флагмана: Михаил Якушин, Борис Смирнов, Евгений Антонов, Виктор Рахов, Иван Лакеев, Александр Николаев.
Боевые товарищи А. К. Серова у Кремлевской стены 14 мая 1939 г. Слева направо: Герой Советского Союза В. Г. Рахов (погиб в
воздушном бою над Хахлин-Голом осенью 1939г), Герой Советского Союза Б. А. Смирнов, Герой Советского Союза
И. А. Лакеев, М. Н. Якушин и Е. С. Антонов (погиб при обороне Москвы в 1942 г.)
Прощаясь с Анатолием, над площадью пронеслась краснокрылая серовская семерка истребителей.
На месте гибели лётчиков, в деревне Высокое Рязанской области, 27 мая 1972 года был открыт обелиск.
В целях увековечения памяти Героя Советского Союза комбрига А. К. Серова указом Президиума Верхового Совета СССР от 7 июня 1939 года город Надеждинск был переименован в город Серов. Город Серов – единственный в России, носящий имя участника Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. 11 мая 1949 года в сквере в городе Серове у металлургического завода был установлен памятник Анатолию Серову.
Через два месяца (14 сентября) после катастрофы у Анатолия родился сын, которого Валентина назвала в честь отца – Анатолий.
В день 70-летия со дня рождения А.К. Серова, 2 апреля 1980 года в присутствии родных и гостей из соседних городов в п. Вороновск (городской округ Краснотурьинск) состоялось открытие Мемориального музея Героя Советского Союза, А.К. Серова. Музей был расположен в доме, в котором родился Анатолий. К сожалению, в 2000 году музей был закрыт, и экспозиция о летчике-герое расположилась в историческом отделе Краснотурьинского краеведческого музея.
Родственники А. К. Серова и сотрудники Краснотурьинского краеведческого музея
Лётчик Анатолий Серов. Скульптура работы В. Е. Егорова, 1962 г.
Отец Анатолия Константин Терентьевич передал три Красных знамени, возложенных на урну Анатолия, городу его имени. Между цехами завода, рудниками и копями проходили социалистические соревнования за честь получить эти знамена.
…Как-то летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза Бориса Волынова спросили:
- Почему вы стали летчиком?
Он ответил:
- Когда я учился в школе, в нашем классе висел портрет Анатолия Серова. Мы, мальчишки, восхищались легендарным летчиком, боготворили его, старались подражать ему…
Переменится мир, и пройдет бесконечное время, И наследники наши узнают по нашим делам, Как росло на земле молодое крылатое племя, Дерзновением и силой подобное гордым орлам.
Как любило оно очертания аэродрома, Руль, подвластный пилоту, свободный, парящий полет, Воздух, полный тревоги и необычного грома, Ощущенье земли, грозовые просторы высот.
Даже майское небо сегодня темно и сурово… Но из племени в племя, из рода в неведомый род Перейдет это имя и громкая слава Серова, Молодые глаза и веселый, смеющийся рот.
Поэт Николай Сидоренко
Молодежи, которая готовиться обрести свои крылья.
«…И я на прощание спел: «Ми-и-р вашему дому!»
Последний подвиг самолета Анатолия Серова
Я – … истребитель, –
Мотор мой звенит,
Небо – моя обитель, –
А тот, который во мне сидит,
Считает, что он – истребитель.
В. Высоцкий
23 июля 1942 года на подступах к Сталинграду летчик Попов таранил немецкий бомбардировщик До-215. Машина советского летчика, потрепанная, с ободранной защитной краской, сквозь которую проступали красные пятна, была самолетом А.К. Серова.
Сам Анатолий Константинович погиб в авиационной катастрофе на самолете УТИ-4 в мае 1939 года. Ему так и не довелось столкнуться с врагами в небе Родины. Однако с немецкими асами у него были свои счеты. Немало «мессеров», чадно дымя, врезались в землю Испании в 1937-38 годах. Был случай, когда серовская шестерка атаковала 37 немецких истребителей. В другом бою девятка республиканских истребителей, возглавляемая Серовым, атаковала 26 самолетов противника.
Советские летчики в Испании предпочитали И-16, которые испанцы называли «моски», то есть «мошки», за их небольшие короткие и широкие крылья. Анатолий Константинович, правда, считал И-15, который называли «чатос» – «курносый», за тупую, несколько вздернутую переднюю часть фюзеляжа, более маневренным и удобным для ближнего боя.
Чтобы показать достоинства нового серийного истребителя И-16, Серов решает создать звено «воздушных акробатов». Так возникла серовская «пятерка».
18 августа 1938 года, в День авиации, венцом праздника на Тушинском аэродроме стали полеты серовской «пятерки» скоростных истребителей. Вот так описывает это событие З. Чалая в книге «Анатолий Серов» (издание 1940 года, где больше внимания уделялось описанию самолетоы): «Зрители, затаив дыхание, взволнованно следили за этими вишнево-красными, быстрокрылыми, «курносыми» жуками или «красными пузыриками», как любовно называл их Серов.
Одновременный странный рев всех пяти моторов при выводе из пике и наборе высоты сменялся ровной, ритмической музыкой тех же моторов в перерывах, в паузах между сериями фигур. Радио передавало подробности этого пилотажа по всей стране.
Затем в воздухе осталась только одна машина – самолет Серова. Анатолий решил показать… на что способны наши летчики. Все те серии фигур, какие перед тем производились «пятеркой», дела теперь один Серов, но так, как мог делать, пожалуй, только он один.
Это был высший класс летного искусства. Все серии фигур производились им беспрерывно, одна за другой… Он буквально играл машиной, сливаясь с ней как бы в одно целое». Чалая дает и описание самолета Серова (в последующих изданиях книги они отсутствуют): «…его самолет – красный с синими и белыми полосами, мотор – синий – серовский скоростной истребитель «красный пузырик».
Пример оказался заразительным. Перед войной пилотажные «пятерки» имелись во многих военных округах. Самолеты серовской «пятерки» отличались от них тем, что на нижней поверхности каждого самолета было по одной огромной букве белого цвета. В полете сомкнутые самолеты составляли хорошо читаемую с земли надпись «ЛЕНИН». Самолет Серова был центральным и на нем виднелась буква «Н».
Красные и серебристо-красные «пятерки» были непременными участниками предвоенных праздников и парадов. Пришлось парадным машинам и повоевать в первый период войны. Существует достаточное количество устных свидетельств об участии в боевых действиях летом 1941 года И-16 красного цвета.
В конце 1941 года для обороны Сталинграда с воздуха из личного состава Сталинградской и Борисоглебской летных школ была образована 102-я авиадивизия ПВО. Самолеты для двух полков дивизии – 628 и 629-го, собирали, что называется, с бору по сосенке – в основном это были И-16 и И-153. По воспоминаниям бывшего пилота 629-го истребительного авиаполка (ИАП) Александра Попова, ему достался «ишачок» 10-го типа с цифрой «9» на руле поворота. Каково же было удивление сержанта Попова, когда под ободранной защитной окраской он обнаружил, что самолет ранее был окрашен в красный цвет. Заглянув в формуляр самолета, молодой летчик обнаружил, что ему досталась машина, принадлежавшая ранее Анатолию Серову. На этом И-16, который до войны Серов водил над Красной площадью, летчик Попов 23 июля 1942 года таранил немецкий бомбардировщик.
Авиамоделисты под руководством В.Г. Самойлова из клуба «Квант» (г. Серов – ред.) мечтают сделать копию серовского истребителя. К сожалению, они не имеют ни одной фотографии именно этого самолета. Есть снимок серовской «пятерки» в полете, но на нем трудно что-либо разобрать даже при большом желании. Будем надеяться, что фотография самолета, кадры кинохроники или подробное описание помогут восстановить облик геройского самолета, продолжавшего воевать и после гибели своего хозяина.
А что же сам самолет? Воздушный таран – вещь опасная. Виктор Талалихин на И-16 совершил таран в небе Москвы и стал Героем Советского Союза. Во время повторного тарана – погиб. В данном случае летчик остался жив, но для самолета-ветерана это был последний полет.
Вот сзади заходит ко мне «мессершмитт», –
Уйду – я устал от ран!..
Но тот, который во мне сидит ,
Я вижу, решил – на таран !..
Досадно, что сам я немного усп ел, –
Но пусть повезет дру гому!
Выходит, и я напосле док спел:
«Ми-и-р вашему дому!»
Н. НОВИЧЕНКОВ, директор Серовского исторического музея.
«Соколы России» — авиационная группа высшего пилотажа Военно-воздушных сил России. Создана в 2006 году на базе Липецкого авиацентра с целью демонстрации боевых возможностей выпускаемых в России военных самолётов. Пилотаж выполняется на самолётах, базирующихся в Липецком авиацентре: Су-27, Су-30, Су-30СМ, Су-34, Су-35C, МиГ-29, Су-25
«Русские Витязи» - авиационная группа высшего пилотажа Военно-воздушных сил России. Обладатель ряда мировых рекордов. Была сформирована 5 апреля 1991 года на базе 1-й авиационной эскадрильи 234-го гвардейского Проскуровского смешанного авиационного полка 16-й воздушной армии, базировавшегося на подмосковном аэродроме Кубинка. Выполняет групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманевренных истребителях Су-27П и Су-27УБ и истребителях-бомбардировщиках Су-35С
«Стрижи» — авиационная группа высшего пилотажа Военно-воздушных сил России. Была сформирована 6 мая 1991 года на базе 234-го гвардейского Проскуровского авиаполка из лучших лётчиков подмосковной авиабазы Кубинка. Входит в состав Центра показа авиационной техники имени И. Н. Кожедуба. Выполняет групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманевренных истребителях МиГ-29. В арсенале АГВП СТРИЖИ более 30-ти различных фигур высшего пилотажа. В комплекс выступлений входят такие пилотажные порядки как «пирамида», «молот», «звезда», «стрела», «крест» и «крыло». Динамичный групповой и индивидуальный высший пилотаж лётчиков группы получил высокую оценку во многих странах мира (информация с официального сайта АГВП «Стрижи»)